Л.Б. Филонов.

Пошаговая технология продвижения к контакту и взаимопониманию по методике Л.Б. Филонова


Цель применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.

Она позволяет преодолеть начальную настороженность родителей установить  доверительные отношения, при котором слова воспитателя вызывают  у родителей, стремление взаимодействовать и достигать согласия.  

Хотелось бы отметить, что эта методика используется не только в пед. общении, но и в работе с девиантными подростками, юридической психологии и даже в борьбе с террористами. Т. Е. из практики применения можно сказать, что она достаточно эффективна.

Основные принципы:

—доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;

—процесс установления психологического контакта проходит в своем развитии определенные этапы (стадии). Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие и  привести к конфликту;

—процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов.

Стадии контактного взаимодействия

Накопление согласия.

Здесь включается магическая сила слова «Да». Когда на поставленные вопросы человек отвечает согласием у него создаётся определённое ощущение комфорта и безопасности. Темы могут быть самыми нейтральными: погода, заполнение документов, какие-то формальности. Если в начале общения человек несколько раз сказал это волшебное слово  и ни разу не сказал слова “нет”, то достигается определённая степень доверия. Необходимо и самому не возражать и даже соглашаться фразами типа: ”Может быть”, “Допустим” и т.д. даже в случае несогласия.

Необходимость этой стадии обусловливается снятием тревоги, настороженности, сопротивления, естественной реакции человека на первый контакт.

Положительный результат: сокращение пауз, выражение собственного мнения собеседника, его некоторое расслабление, снижению самоконтроля за высказываниями. Теперь можно переходить к следующей стадии.

Стадия поиска общих интересов. На этой стадии рекомендуется выяснить интересы, хобби, увлечения родителей. Через интерес к интересу собеседника легко расположить его к себе. Интерес всегда вызывают положительные эмоции, соответственно, человек, который интересуется вашими интересами, является источником положительных эмоций. Само по себе общение по интересам сближает.

А что является общей темой, общим интересом для воспитателя и родителя? Конечно РЕБЁНОК. Про детей раннего возраста можно рассказывать бесконечно много забавных историй, которые позволят вашему общению с родителями стать более эмоциональным и положительно окрашенным.

Положительный результат: родитель начинает говорить о самом главном интересе для каждого из нас - о самом себе, семье, ребёнке по собственной мнициативе, называть свои качества, объясняя успехи и неудачи.

Взаимное принятие для обсуждения личностных качеств и принципов.

К этому этапу общение приобретает эмоциональную окраску и можно искать более прочную основу для углубления отношений.

Здесь воспитателю необходимо показать, что, независимо от фактического состояния дел, он безоговорочно принимает те принципы воспитания, стили взаимоотношения в семье, которые предлагает родитель. Важно подвести собеседника к мысли, что их связывают общие интересы, сходство взглядов и характера.

Положительный результат: создание идеального образа.

Выявление качеств, опасных для взаимодействия. Благодаря пройденным стадиям настороженность собеседника снимается настолько, что он может поделиться своими тревогами по поводу имеющихся у него негативных качеств или проблем в семье (я бываю нетерпелив, не сдержан), которые сказываются на воспитании ребёнка и могут быть причиной проблемы.

У родителя появляется потребность раскрыться педагогу, поделится проблемой.

Реализация способов индивидуального воздействия и взаимной адаптации. На этой стадии психологический фундамент уже настолько прочен, что можно приступать к обсуждению непосредственно проблемы. Теперь педагог может открыто говорить о том, что его волнует в вопросах воспитания ребенка. Давать рекомендации, советы.  К этому моменту родитель воспринимает педагога, как  человека, имеющего право воздействовать на него в силу наступившего сближения и проявленного взаимного интереса.

Согласованное взаимодействие. Теперь можно вести принципиальные споры по тем проблемам, трудностям, которые возникают. Тем самым , достигая основной цели общения педагога с родителем: выработка общих стратегий и линий развития и воспитания ребёнка. Но в практике работы немногие педагоги переходят на эту стадию.

Негативные установки нейтрализованы, доверие установлено, родитель начинает прислушиваться к доводам педагога без недоверия и психологических барьеров.

Овладение техникой оптимального взаимодействия позволит педагогу упорядочить процесс общения с родителями, сделать его психологически верным и наиболее эффективным.

Данная технология работает при многократном использовании и является своеобразной канвой общения. Каждый педагог наполняет её своими приёмами, применяет весь свой педагогический арсенал: умение управлять своим поведением(владеть своим настроением, голосом, мимикой, движениями) ,  умение видеть, понимать собеседника, налаживать обратную связь и организовать процесс общения.