Пошаговая технология продвижения к контакту и взаимопониманию по методике Л.Б. Филонова
Цель применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.
Она позволяет преодолеть начальную настороженность родителей установить доверительные отношения, при котором слова воспитателя вызывают у родителей, стремление взаимодействовать и достигать согласия.
Хотелось бы отметить, что эта методика используется не только в пед. общении, но и в работе с девиантными подростками, юридической психологии и даже в борьбе с террористами. Т. Е. из практики применения можно сказать, что она достаточно эффективна.
Основные принципы:
—доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;
—процесс установления психологического контакта проходит в своем развитии определенные этапы (стадии). Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие и привести к конфликту;
—процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов.
Стадии контактного взаимодействия
Накопление согласия.
Здесь включается магическая сила слова «Да». Когда на поставленные вопросы человек отвечает согласием у него создаётся определённое ощущение комфорта и безопасности. Темы могут быть самыми нейтральными: погода, заполнение документов, какие-то формальности. Если в начале общения человек несколько раз сказал это волшебное слово и ни разу не сказал слова “нет”, то достигается определённая степень доверия. Необходимо и самому не возражать и даже соглашаться фразами типа: ”Может быть”, “Допустим” и т.д. даже в случае несогласия.
Необходимость этой стадии обусловливается снятием тревоги, настороженности, сопротивления, естественной реакции человека на первый контакт.
Положительный результат: сокращение пауз, выражение собственного мнения собеседника, его некоторое расслабление, снижению самоконтроля за высказываниями. Теперь можно переходить к следующей стадии.
Стадия поиска общих интересов. На этой стадии рекомендуется выяснить интересы, хобби, увлечения родителей. Через интерес к интересу собеседника легко расположить его к себе. Интерес всегда вызывают положительные эмоции, соответственно, человек, который интересуется вашими интересами, является источником положительных эмоций. Само по себе общение по интересам сближает.
А что является общей темой, общим интересом для воспитателя и родителя? Конечно РЕБЁНОК. Про детей раннего возраста можно рассказывать бесконечно много забавных историй, которые позволят вашему общению с родителями стать более эмоциональным и положительно окрашенным.
Положительный результат: родитель начинает говорить о самом главном интересе для каждого из нас - о самом себе, семье, ребёнке по собственной мнициативе, называть свои качества, объясняя успехи и неудачи.
Взаимное принятие для обсуждения личностных качеств и принципов.
К этому этапу общение приобретает эмоциональную окраску и можно искать более прочную основу для углубления отношений.
Здесь воспитателю необходимо показать, что, независимо от фактического состояния дел, он безоговорочно принимает те принципы воспитания, стили взаимоотношения в семье, которые предлагает родитель. Важно подвести собеседника к мысли, что их связывают общие интересы, сходство взглядов и характера.
Положительный результат: создание идеального образа.
Выявление качеств, опасных для взаимодействия. Благодаря пройденным стадиям настороженность собеседника снимается настолько, что он может поделиться своими тревогами по поводу имеющихся у него негативных качеств или проблем в семье (я бываю нетерпелив, не сдержан), которые сказываются на воспитании ребёнка и могут быть причиной проблемы.
У родителя появляется потребность раскрыться педагогу, поделится проблемой.
Реализация способов индивидуального воздействия и взаимной адаптации. На этой стадии психологический фундамент уже настолько прочен, что можно приступать к обсуждению непосредственно проблемы. Теперь педагог может открыто говорить о том, что его волнует в вопросах воспитания ребенка. Давать рекомендации, советы. К этому моменту родитель воспринимает педагога, как человека, имеющего право воздействовать на него в силу наступившего сближения и проявленного взаимного интереса.
Согласованное взаимодействие. Теперь можно вести принципиальные споры по тем проблемам, трудностям, которые возникают. Тем самым , достигая основной цели общения педагога с родителем: выработка общих стратегий и линий развития и воспитания ребёнка. Но в практике работы немногие педагоги переходят на эту стадию.
Негативные установки нейтрализованы, доверие установлено, родитель начинает прислушиваться к доводам педагога без недоверия и психологических барьеров.
Овладение техникой оптимального взаимодействия позволит педагогу упорядочить процесс общения с родителями, сделать его психологически верным и наиболее эффективным.
Данная технология работает при многократном использовании и является своеобразной канвой общения. Каждый педагог наполняет её своими приёмами, применяет весь свой педагогический арсенал: умение управлять своим поведением(владеть своим настроением, голосом, мимикой, движениями) , умение видеть, понимать собеседника, налаживать обратную связь и организовать процесс общения.