Непосредственно образовательная деятельность социальной направленности
с детьми 5-6 лет на тему: «Учимся дружить»
О.Ю. Шабурникова, воспитатель МБДОУ города Кургана «Детский сад присмотра и оздоровления № 2 «Дружная семейка»
Вид деятельности: интегрированная (познавательно-продуктивная)
Форма проведения: подгруппа
Образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»,
«Здоровье»
Цель: овладение способом решения спорных ситуаций при помощи «Зонтика согласия и примирения».
Задачи
«Познание»:
«Социализация»:
«Коммуникация»:
«Здоровье» и «Безопасность»:
· Сохранять и укреплять психическое здоровье детей
Методы: словесный, наглядный, практический
Приемы: беседа, игровая ситуация, демонстрация способов примирения, поощрение, изготовление предмета для решения спорных ситуаций.
Активизация словаря - формулы словесной вежливости.
Предварительная работа: чтение книг, создание педагогических ситуаций, их разбор
Индивидуальная работа: побуждать малоактивных детей к высказываниям
Оборудование и материалы: магнитная доска, детский зонтик; иллюстрации из жизни детей (дети играют, ссорятся); самоклеющиеся картинки-символы (игрушки, солнышко, цветы, ладошки)
Мотивация личной заинтересованности: «Изготовление зонтика для совместных игр и разрешения спорных ситуаций»
Ход
1. Вводно-организационный. Создание позитивного настроя с помощью активизирующего общения.
- Доброе утро, дети. Я рада вас видеть. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. А вы любите ходить в гости? (Да)
- А принимать гостей? (Да)
- Подумайте и скажите, кого приглашают к себе в гости? (знакомых, родственников…)
В гости приглашают людей, с которыми приятно проводить время: разговаривать, играть, гулять. Одним словом друзей. Я предлагаю вам поговорить о дружбе. Подойдите к мольберту.
- Посмотрите, пожалуйста, на эту картинку. Скажите, кто нарисован на картинке? (дети)
- Что они делают? (дети играют, прыгают на скакалке)
- Как вы думаете, какое настроение у детей? (веселое, хорошее)
- Как вы догадались? (они играют, веселятся, улыбаются)
- А вы хотите поднять себе настроение? (Да)
Давайте, дети с вами тоже поиграем, и наше настроение станет еще лучше. Вставайте в круг.
Игра «Шире круг»
Воспитатель - ведущий находится внутри круга. Он идет по кругу, произносит слова, поочередно задевая детей
Шире, шире, шире круг,
Ты мой друг, и я твой друг,
Этот, этот, этот, этот,
А любимый друг вот этот!
Берет ребенка за руку, встают спиной друг к другу в центре круга
1, 2, 3, повернись и улыбнись
Воспитатель и ребенок поворачиваются лицом друг к другу и обнимаются. Ребенок становится ведущим. Игра повторяется 2-3 раза.
2. Мотивационно – побудительный.
- Вот как много друзей у нас. Дети, ваше настроение улучшилось? (да) Вы все улыбнулись, и от ваших улыбок в нашей группе появилось солнышко.
(выставляется иллюстрация солнышка). Но иногда, друзья ссорятся и тогда солнышко закрывают серые тучи. Посмотрите на эту картинку. Что здесь произошло?
- Как вы думаете, что чувствуют поссорившиеся друзья? (обиду, злость, непонимание). Вы, наверное, сами переживали такое и не раз. Да, человеку очень плохо, когда он в ссоре с другом. А вы знаете, как можно помочь друзьям помириться? (дети предлагают способы примирения: с помощью считалки, игрушки «Мирилочки»)
- Молодцы, вы знаете, как можно помирить друзей. Дети, а вы умеете решать споры, договариваться между собой? Да, я согласна с вами, это получается не всегда.
- Я предлагаю вам научиться договариваться с другом новым способом - при помощи вот такого зонтика. Сейчас это обычный зонтик, под ним можно укрыться от дождя, но как только мы украсим его волшебными знаками - подсказками, он превратится в «Зонтик согласия и примирения». Дети, вы хотите, чтобы в нашей группе появился зонтик, который будет помогать вам разрешать спорные ситуации? И я тоже очень хочу. Мы можем сделать его своими руками. Вы согласны?
3. Практическая деятельность.
- Итак, первый волшебный знак спрятался в веселой детской песенке. Давайте вместе споем отрывок из этой песенки и найдем волшебный знак.
И тогда наверняка вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки…
- Так с чего же начинается дружба? (с улыбки) Правильно. Мы нашли волшебный знак. Это – улыбка. Значит, если вы хотите договориться о чем-либо, нужно улыбнуться. Ведь дружба начинается с улыбки. Это первая подсказка – улыбнись другу.
Дети, берите картинки с изображением солнышек и украшайте ими наш зонтик.
Дети украшают зонтик знаками- подсказками.
- Итак, переходим к поиску второго знака. Давайте вспомним, из-за чего возникают ссоры? (из-за игрушки, обидных слов…) А какие слова вы бы хотели услышать от своих друзей? Воспитатель обобщает ответы детей.
Да, дети, когда люди говорят друг другу хорошие слова, они как – будто дарят друг другу цветы. Еще один волшебный знак – цветок. Это вторая подсказка – говори добрые, хорошие слова.
Дети, берите картинки с изображением цветов и украшайте ими наш зонтик.
Дети украшают зонтик знаками.
- Приступаем к поиску третьего знака.
Все вокруг мое, мое
Мячик мой, мое ружье.
Это только каша – не моя, а ваша!
- Дети, как вы думаете, как можно назвать такого ребенка?
- А как вы думаете, как поступит настоящий друг? Да, я согласна с вами, он обязательно поделится игрушкой с другом. Третья подсказка – делись игрушкой
Дети, берите картинки с изображением игрушек и украшайте ими наш зонтик.
- Остался последний знак и наш зонтик станет волшебным. Дети, скажите, можно ли договориться с другом, если он ни в чем не уступает? (Нет) Конечно, друзья смогут договориться, если в чем-то уступят друг другу и скрепят договор рукопожатием. Четвертая подсказка – уступай другу, протяни руку дружбы.
Ладошка – последний волшебный знак.
Дети, берите картинки с изображением ладошки и украшайте ими наш зонтик.
Дети украшают зонтик знаками-подсказками.
- Вот какой красивый «Зонтик согласия и примирения» мы с вами сделали. Но волшебство произойдет, если произнести волшебные слова: «1, 2, 3, зонтик, ты нам помоги!». Запомнили? Давайте повторим эти слова. (Дети произносят волшебные слова)
А теперь надо проверить зонтик в действии.
Итак, представьте себе, что Юля и Карина не могут договориться, кто будет первым играть игрушкой. Поможет ли волшебный зонтик девочкам решить этот спор? Вставайте девочки под зонтик, крепко держитесь за ручку, а теперь произносите волшебные слова:
«1, 2, 3, зонтик, ты нам помоги!».
Затем медленно поворачивайте зонтик, смотрите на волшебные знаки и делайте все, что они вам подсказывают.
Солнышко – улыбнись (девочки улыбаются)
Цветок – скажи доброе слово (девочки говорят друг другу добрые слова)
Игрушка – предложи другу игрушку (девочки предлагают друг другу игрушку, благодарят)
Ладошка – протяни руку дружбы, уступи игрушку (договариваются друг с другом).
Звучит песенка «От улыбки станет всем светлей»
4. Рефлексия. Дети, как вы думаете, помог ли «Зонтик согласия и примирения» договориться детям друг с другом? Теперь этот зонтик будет находиться в нашей группе, и я надеюсь, что он станет нашим верным помощником в разрешении споров. Предлагаю выбрать для него подходящее место в нашей группе. Дети подыскивают место для зонтика, обсуждают, где удобнее его поместить.
Длительность 25 минут.