Шабурникова О.Ю. Конспект



Непосредственно образовательная  деятельность социальной направленности

с детьми 5-6 лет на тему: «Учимся дружить»

О.Ю. Шабурникова, воспитатель МБДОУ города Кургана «Детский сад присмотра и оздоровления № 2 «Дружная семейка»

Вид деятельности: интегрированная (познавательно-продуктивная)

Форма проведения: подгруппа

Образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»,

 «Здоровье»

Цель: овладение способом решения спорных ситуаций при помощи «Зонтика согласия и примирения».

Задачи

«Познание»:

  • Содействовать становлению знаково-символической функции  посредством применения в совместной практической деятельности.

«Социализация»:

  • Расширить понятие «дружба»,  закрепить знания детей о  правилах дружбы 
  • Формировать доброжелательные и равноправные отношения между    сверстниками 
  • Продолжать знакомить с нормативными способами разрешения типичных конфликтов
  • Обеспечивать опыт создания общего продукта всей группой.
  •  Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо

 «Коммуникация»:

  • Формировать умение поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре
  • Учить  понимать, удерживать и выполнять словесную  пошаговую инструкцию
  • Закреплять навыки речевого этикета.

 «Здоровье» и «Безопасность»:

·  Сохранять  и укреплять  психическое здоровье детей

  • Соблюдать правила личной безопасности при использовании предметов в бытовых ситуациях
  • Обеспечивать каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников.

Методы: словесный, наглядный, практический

Приемы: беседа, игровая ситуация,  демонстрация способов примирения, поощрение, изготовление предмета для решения спорных ситуаций.

Активизация  словаря  -  формулы словесной  вежливости.

Предварительная работа: чтение книг, создание педагогических ситуаций, их разбор

Индивидуальная работа: побуждать малоактивных детей к высказываниям

Оборудование и материалы: магнитная доска, детский зонтик;  иллюстрации из жизни детей (дети играют, ссорятся); самоклеющиеся картинки-символы  (игрушки, солнышко, цветы, ладошки)

 Мотивация личной заинтересованности: «Изготовление зонтика для совместных игр и разрешения спорных ситуаций» 

Ход

1. Вводно-организационный. Создание позитивного настроя с помощью активизирующего общения.

- Доброе утро, дети. Я рада вас видеть. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. А вы любите ходить в гости? (Да)

- А принимать гостей? (Да)

- Подумайте и скажите, кого приглашают к себе в гости? (знакомых, родственников…)

В гости приглашают людей, с которыми приятно проводить время: разговаривать, играть,  гулять. Одним словом друзей. Я предлагаю вам поговорить о дружбе. Подойдите к мольберту.

- Посмотрите, пожалуйста,  на эту картинку. Скажите, кто нарисован на картинке? (дети)

- Что они делают?  (дети играют, прыгают на скакалке)

- Как вы думаете, какое настроение у детей? (веселое, хорошее)

- Как вы догадались? (они  играют, веселятся, улыбаются)

- А вы хотите поднять себе настроение? (Да)

Давайте, дети с вами тоже поиграем, и наше настроение станет еще лучше. Вставайте в круг.

Игра  «Шире круг»

Воспитатель - ведущий находится внутри круга. Он идет по кругу, произносит слова, поочередно задевая детей 

      Шире, шире, шире круг,

      Ты мой друг, и я твой друг,

       Этот, этот, этот, этот,

       А любимый друг вот этот!

Берет ребенка за руку, встают спиной друг к другу в  центре круга

  1, 2, 3, повернись и улыбнись

Воспитатель и ребенок поворачиваются лицом друг к другу и обнимаются. Ребенок становится ведущим. Игра повторяется 2-3 раза.

  2. Мотивационно – побудительный.

- Вот как много друзей у нас. Дети, ваше настроение улучшилось? (да) Вы все улыбнулись, и от ваших улыбок  в нашей группе появилось солнышко.

(выставляется иллюстрация солнышка). Но иногда,  друзья ссорятся и тогда солнышко закрывают серые тучи. Посмотрите на эту картинку. Что здесь произошло?

- Как вы думаете, что чувствуют поссорившиеся друзья? (обиду, злость, непонимание). Вы, наверное, сами переживали такое и не раз.  Да, человеку очень плохо, когда он в ссоре с другом. А вы знаете, как можно помочь друзьям помириться? (дети предлагают способы примирения: с помощью считалки,  игрушки «Мирилочки»)

- Молодцы, вы знаете, как можно помирить друзей. Дети, а вы умеете решать споры, договариваться между собой? Да, я согласна с вами, это  получается не всегда.

- Я предлагаю вам научиться договариваться с другом новым способом -  при помощи вот такого зонтика. Сейчас это обычный зонтик, под ним можно укрыться от дождя, но как только мы украсим его волшебными знаками - подсказками, он превратится в «Зонтик согласия и примирения». Дети,  вы хотите,  чтобы в нашей группе появился зонтик, который будет помогать вам разрешать спорные ситуации?  И я тоже очень хочу. Мы можем сделать его своими руками. Вы согласны?

3. Практическая деятельность.

- Итак, первый волшебный  знак спрятался в веселой детской песенке. Давайте вместе споем отрывок из этой песенки и найдем волшебный знак.

И тогда наверняка вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке.

С голубого ручейка начинается река,

 Ну, а дружба начинается с улыбки…

- Так с чего же начинается дружба? (с улыбки) Правильно. Мы  нашли волшебный знак.  Это – улыбка. Значит, если вы хотите договориться о чем-либо, нужно улыбнуться. Ведь дружба начинается с улыбки. Это первая  подсказка – улыбнись другу.

Дети, берите картинки с изображением солнышек и украшайте ими наш зонтик.

Дети украшают зонтик знаками- подсказками.

- Итак, переходим к поиску второго  знака.  Давайте вспомним, из-за чего возникают ссоры? (из-за игрушки, обидных слов…) А какие слова вы бы хотели услышать от своих друзей? Воспитатель обобщает ответы детей.

 Да, дети, когда люди говорят друг другу хорошие слова, они как – будто дарят друг другу цветы. Еще один волшебный  знак – цветок. Это вторая подсказка – говори добрые, хорошие слова.

Дети, берите  картинки с изображением цветов и украшайте  ими наш зонтик.

Дети украшают зонтик знаками.

- Приступаем к поиску третьего знака.

                                          Все вокруг мое, мое

                                          Мячик мой, мое ружье.

                                          Это только каша – не моя, а ваша!

 - Дети, как вы думаете, как можно назвать такого ребенка?

 -  А как вы думаете, как поступит настоящий друг?  Да, я согласна с вами,  он обязательно поделится игрушкой с другом. Третья подсказка – делись игрушкой

Дети, берите  картинки с изображением игрушек и украшайте ими наш зонтик.

- Остался последний знак и наш зонтик  станет волшебным. Дети, скажите, можно ли договориться с другом, если он ни в чем  не уступает? (Нет) Конечно, друзья смогут договориться, если в чем-то уступят друг другу и скрепят договор рукопожатием. Четвертая  подсказка – уступай другу, протяни руку дружбы.

Ладошка – последний волшебный знак. 

Дети, берите  картинки с изображением ладошки и украшайте  ими наш зонтик.

Дети украшают зонтик знаками-подсказками.

- Вот какой красивый «Зонтик согласия и примирения» мы с вами сделали. Но волшебство произойдет, если произнести волшебные слова: «1, 2, 3, зонтик, ты нам помоги!». Запомнили? Давайте повторим эти слова. (Дети произносят волшебные слова)

А теперь надо проверить зонтик  в действии.

 Итак, представьте себе, что Юля и Карина  не могут договориться, кто будет первым играть  игрушкой. Поможет ли волшебный зонтик девочкам решить этот спор? Вставайте девочки под зонтик, крепко держитесь за ручку,  а теперь произносите  волшебные слова:

«1, 2, 3, зонтик, ты нам помоги!».

Затем медленно  поворачивайте  зонтик, смотрите на  волшебные знаки и делайте все, что они вам подсказывают.

Солнышко –  улыбнись  (девочки улыбаются)

Цветок – скажи доброе слово (девочки говорят друг другу добрые слова)

Игрушка – предложи другу игрушку (девочки предлагают друг другу игрушку, благодарят)

Ладошка – протяни руку дружбы, уступи игрушку (договариваются друг с другом).

Звучит песенка «От улыбки станет всем светлей»

4. Рефлексия. Дети, как вы думаете, помог ли «Зонтик согласия и примирения» договориться детям друг с другом? Теперь этот зонтик будет находиться в нашей группе, и я надеюсь, что он станет нашим верным помощником в разрешении споров. Предлагаю выбрать для него подходящее место в нашей группе. Дети подыскивают место для зонтика, обсуждают, где удобнее его поместить.

 Длительность 25 минут.