Худякова Т.Н.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей седьмого года жизни на тему «Кургана улицы прямые»

 Худякова Татьяна Николаевна,

воспитатель  МБДОУ города Кургана

«Детский сад присмотра и оздоровления № 2

«Дружная семейка»

Цель 

 Формирование у дошкольников любви и привязанности к детскому саду, родной улице, микрорайону, родному городу, малой родине, через расширение знаний о ближнем окружении, о знаменитых людях, их делах и подвигах, символике родного края.

Задачи.

  1. Формировать у детей чувство патриотизма.
  2. Способствовать развитию познавательной, социальной и личностной сфер детей.
  3. Расширять кругозор детей: обогащать и углублять знания о родном городе.
  4. Познакомить с символикой города: флагом, гербом и их назначением.
  5. Развивать пространственное мышление, внимание, память, обогащать и разнообразить словарь детей.
  6. Воспитывать интерес и уважение к замечательным людям города, чувство гордости за достижения малой родины и симпатии к её гражданам.
  7. Способствовать вовлечению родителей в формирование у детей интереса к родному городу и его традициям.

Материал:

дидактические средства: демонстрационная карта-схема VI МКР Заозерного района, карты схемы на каждого ребенка, фотография детского сада, портреты знаменитых людей города Я. Д. Витебского, Г.А. Илизарова; героя России, курганца - Е. В. Родькина; флаг, герб Кургана, набор карточек с изображением гербов городов Курганской области, футболки с гербом города Кургана каждому ребенку;  

аудиосредства: музыкальный центр, аудиодиски;

музыкальный ряд: запись песни курганского композитора и исполнителя Олега Худякова «Мой любимый город»;

литературный ряд: стихотворения курганских поэтов: С. Васильева, А. Пляхина. Стихотворение В. Орлова «Родное».

Показатели успешности проведения. НОД разработана для детей 6-7 лет и иллюстрирует важность работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников именно краеведческой направленности, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о самом себе, своей семье, родном городе, о той местности, где живёт ребёнок, о родном крае.

Показателем успешности деятельности является то, что все задачи взаимосвязаны и направлены на воспитание у детей интереса и уважения к родному городу, чувство гордости за свой родной город и его людей. Для решения задач  выбран наглядный метод, это использование схемы – карты VI МКР Заозерного района, взятой из городской информационной системы ДубльГИС «Город в вашем компьютере». Рассматривание такой необычной схемы-карты удивляет детей, развивает интерес и активизирует внимание, способствует развитию пространственного образного мышления, зрительной памяти. А предложение воспитателя взять такую карту домой, позволяет вовлечь родителей в совместную исследовательскую деятельность по изучению родного микрорайона.

Для профилактики утомления детей, переключения на следующую его часть используется двигательная игра-считалка о дружбе, которая логически вытекает из беседы с детьми о детском саде, играх и занятиях в нем, содействует активному отдыху детей, эмоциональному подъему, решению задач развития социальной сферы и является также физкультурной минуткой.

Подобранный в соответствии с тематикой НОД музыкальный и литературный ряд – это произведения курганских поэтов и композиторов, что помогает создать атмосферу причастности к истории и культуре родного города и популяризации творчества местных авторов. В процессе деятельности дети получают в доступном объеме информацию о символике города Кургана.

Дидактическая игра «Найди герб Кургана» среди гербов городов Курганской области предлагается для закрепления полученной информации о символике города, и опосредованно решает задачу расширения кругозора детей. Разнообразный, красочный наглядный материал помогает поддерживать внимание и интерес детей на протяжении всей деятельности и эффективно решать поставленную цель и задачи.

Показателем эффективности является и то, что воспитатель на протяжении всего времени  ведет доверительную беседу с детьми в форме диалога, опирается на имеющиеся знания и опыт детей, дает возможность высказать свои предположения, мысли, чувства. За счет употребления в речи названий улиц микрорайона, города, объяснения символики города Кургана происходит обогащение словаря детей. Подбор разнообразных методов и приемов  создает  развивающий эффект, и способствует формированию познавательной, социальной, личностной сфер детей.

НОД на тему «Кургана улицы прямые» - это деятельность из серии  под общим названием «Здесь каждый камешек знаком тому, кто в городе своём, как в родном дому», разработанного проекта «Любовь к Отечеству через любовь к Человечеству». Она было проведено на конкурсе профессионального педагогического мастерства города Кургана «Воспитатель года - 2010» с незнакомыми детьми подготовительной к школе группы другого детского сада, что являлось условием конкурса. Однако позволило воспитателю быстро установить контакт с детьми и успешно решить цели и задачи.

Структура конспекта  позволяет педагогу любого города, использовав свой краеведческий материал, практически провести данное мероприятие с детьми и пополнить свою педагогическую копилку.

Ход 

В группу заходят дети. Звучит запись песни о городе Кургане местного поэта и композитора О. Худякова:

Рядом здесь Сибирь, рядом Казахстан

 И седой Урал - рукой подать.

Но милей всего, дорогой Курган,

Ведь его мне подарила моя ласковая мать.

Воспитатель встречает детей и приветствует их:

Добрый день, дорогие дети. Меня зовут Татьяна Николаевна, а как вас зовут? Назовите свое имя каждый громко и одновременно! Замечательно, какие вы дружные дети! Вы обратили внимание, что сейчас прозвучал куплет из прекрасной песни нашего курганского певца и композитора Олега Худякова. О нашем городе Кургане, о его символах, улицах, замечательных людях я вам предлагаю побеседовать. Вы не возражаете? Спасибо. Проходите, присаживайтесь.

Дети, скажите, пожалуйста, в каком городе вы живёте?

И я живу в городе Кургане.

Если мы живём в городе Кургане, то, как нас можно назвать?

Да, мы жители города Кургана или курганцы. Курган - это наш с вами любимый и родной город.

А какой номер у вашего детского сада?

 Как называется ваш детский сад?

- Какое красивое, лёгкое название - «Ветерок». А я уже познакомилась с вашим детским садом, с удовольствием прошлась по вашей сказочной территории. Как же у вас хорошо, красиво, уютно.

Воспитатель обращает внимание детей на фотографию здания детского сада и его территории.

- Дети, посмотрите на эту фотографию, узнаёте, что это?

- Правильно. Это ваш родной детский сад. Очень красивый.

-  Скажите дети, вы все живёте рядом с детским садом?

- А по какому адресу вы живёте в городе Кургане? (Все дети называют свой адрес). Очень приятно, что вы все знаете свой домашний адрес, названия улиц, на которых вы живёте. Это очень важно. А я живу по улице Краснодонской. Названия каких улиц нашего города вы ещё знаете? (Дети называют).

- Как много названий улиц нашего города Кургана вы знаете. В нашем городе Кургане 326 улиц! Дети, наш город прославляли многие знаменитые люди и один из них наш курганский поэт Сергей Васильев. Он написал много стихов о нашем городе. Послушайте строчки из его стихотворения «Прямые улицы Кургана»:

Кургана улицы прямые!

Увидев вновь вас, понял я,

с особой ясностью впервые,

что это родина моя!

- Да, дети, ваш дом, детский сад, город и даже этот небольшой микрорайон, в котором находится ваш детский сад - всё это называется малой родиной. И все улицы, на которых вы сейчас живете, дороги, тропинки ведут к вашему любимому детскому саду.

- Дети, скажите, пожалуйста, чем вы любите заниматься в детском саду?

Дети рассказывают о своих любимых занятиях, воспитатель непринужденно поддерживает разговор, обобщает ответы детей:

- А самое важное – это то, что вы учитесь дружить, а значит играть вместе, не ссориться, уметь договариваться. А еще я знаю, что вы любите различные считалки, которые вам помогают дружно играть. Сегодня я хочу познакомить вас с одной моей любимой считалкой.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и проводит физкультурную паузу в виде игры-считалки 2-3 раза.

Я люблю свой детский сад,

В нём полным – полно ребят,

Раз, два, три, четыре, пять…

Жаль, что всех не сосчитать.

Может сто их, может двести

Хорошо, когда мы вместе!

Дружно за руки возьмись,

 И друг другу улыбнись.

- Я вижу, что у вас прекрасное настроение, какие вы дружные, да и быть иначе не может в таком замечательном детском саду. Вот такая считалка поможет вам без лишних ссор выбрать ведущего в любой игре. Присаживайтесь, пожалуйста.

Воспитатель обращает внимание детей на демонстрационную карту – схему шестого микрорайона Заозёрного района города Кургана.

- Посмотрите, дети! Перед вами карта-схема шестого микрорайона, где находится ваш детский сад,  найдите его на этой карте.

 - Дети, обратите внимание. На этой схеме много домов, есть другие детские сады, школа, магазины, улицы. Вот улица имени Якова Давыдовича Витебского.

-  Прочтите название этой улицы. Правильно! Это улица имени Гавриила Абрамовича Илизарова.

 - А чье имя носит эта улица? Верно, эта улица названа в честь Евгения Викторовича Родькина.

- Многие улицы нашего города названы именами знаменитых людей

Воспитатель показывает портрет Я. Д. Витебского.

- Посмотрите, пожалуйста, на этот портрет. Вы узнали дети, чей это портрет?

Обобщает высказывания и предположения детей

- Верно! Это портрет Якова Давыдовича Витебского. Дети, кто из вас знает, кем был Яков Давыдович Витебский и почему его именем названа улица?

Вывод воспитателя:

- Я. Д.Витебский – это знаменитый врач, хирург, учёный. Он стал всемирно известным, потому что учил вести здоровый образ жизни, помог многим людям вернуть здоровье и прославил своим трудом наш город Курган. Вот почему в его честь названа улица в вашем микрорайоне.

Воспитатель показывает портрет Г. А. Илизарова.

- Кто узнал, это чей портрет? Верно! Это портрет не менее знаменитого нашего земляка Гавриила Абрамовича Илизарова.

- Дети, кто из вас знает, кем был Гавриил Абрамович Илизаров и почему его именем названа улица?

Воспитатель после высказываний детей подводит итог:

- Гавриил Абрамович Илизаров был всемирно известным врачом. Он помогал людям вернуть радость движений – ходить, бегать, прыгать, танцевать, заниматься спортом. Он изобрёл аппарат, который и называется в его честь аппаратом Илизарова. И по сей день, в наш город, в медицинский центр имени Илизарова приезжают люди со всего мира, чтобы вылечиться, вернуть возможность двигаться без боли. Ведь движение – это жизнь. Вот почему одна из улиц вашего микрорайона носит имя Гавриила Абрамовича Илизарова»

- Яков Давыдович Витебский и Гавриил Абрамович Илизаров – это два знаменитых врача, которые заботились о здоровье людей. Быть здоровым - это так важно! Есть старинная народная пословица «Здоровье всего дороже». Дети, я предлагаю вам повторить эту пословицу вместе и запомнить её.

Воспитатель показывает портрет Е. В. Родькина

- Посмотрите, пожалуйста, на портрет этого человека и скажите, кем он был? Дети высказывают свои предположения. Воспитатель обобщает ответы детей:

 - Это портрет нашего земляка - Евгения Викторовича Родькина, подполковника милиции, героя России. Евгений Викторович во время выполнения особо важного задания в Чеченской республике спасал боевых товарищей – вывозил раненых на бронетранспортёре, принял тяжёлый бой и пал смертью храбрых. За мужество и героизм, проявленные в ходе сражения с боевиками Евгений Викторович Родькин удостоен звания-героя России посмертно. Вот почему в честь этого героя названа улица города.

- Народ всегда прославлял своих защитников в стихах, в пословицах. Вот одна из них - «Тот герой, кто за Родину горой». Повторим пословицу вместе и запомним её.

- Дети, подойдите ко мне, посмотрите ещё раз на карту – схему вашего микрорайона. Я приготовила каждому из вас в подарок такую же карту – схему, но только меньшего размера. В ее центре ваш родной детский сад. Вместе с родителями дома рассмотрите эту схему, найдите на ней другие дома, детские сады, магазины, обозначьте их и тогда вы лучше узнаете свой микрорайон. Вы будете как настоящие исследователи, следопыты. Я уверяю вас, это очень увлекательно и интересно!

Воспитатель дает каждому ребенку карту-схему и одновременно читает стихотворение В.Орлова «Родное»:

 Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и песок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною,

Это всё моё, родное.

Слышно песенку ручья.

Это - Родина моя.

Воспитатель предлагает детям сесть и продолжает вести беседу.

- Дети, у каждого человека есть день рождения. И у городов так же. Нашему родному городу Кургану 348 лет. Да, 348 лет - это солидный возраст.

Воспитатель спрашивает у детей, сколько им лет и сравнивает возраст детей и возраст города.

- День рождения города – это замечательный праздник, он так и называется «День города». Дети, кто из вас ходил на праздник «День города»?

- Прекрасно! Я была уверена, что вы знаете о дне рождения города, так же как и о своём дне рождения.

- Наш город очень красивый, улицы прямые и зелёные, много новостроек, кинотеатров.

Воспитатель читает стихотворение:

На белом свете городов не мало

Но лучше тот, где мы с тобой живём

Недаром сердцем Южного Урала

Мы наш Курган, родной Курган зовём.

- Вот какие прекрасные строки написал о городе Кургане наш курганский поэт Алексей Пляхин.

- У каждого города есть ещё и свой флаг, герб. Посмотрите внимательно вокруг, кто уже увидел в группе флаг, герб Кургана? Это символы нашего города. Подойдем поближе и рассмотрим их.

- Какие цвета присутствуют на флаге нашего города?

 - Как вы думаете, что обозначает зелёный цвет?

 - Верно, зелёный цвет символ зелёных лесов, полей, трав и гор Урала.

 - Как вы считаете, что обозначает белый цвет?

Воспитатель обобщает ответы детей:

- Действительно, белый цвет - символ чистого белого снега, которого так много в Сибири. Город Курган находится на границе Урала и Сибири. Вот и на флаге проходит полоска, которая соединяет зелёный и белый цвет. А в центре зелёной полосы два белых холма - два кургана, которые дали название нашему городу.

 - А теперь рассмотрим герб нашего города Кургана.

Дети рассматривают герб и перечисляют все, что на нем изображено.

Воспитатель комментирует ответы детей.

- Конечно, дети, вы правы, обычно на гербах изображают красивых гордых зверей. На гербе города Кургана изображены два соболя, которые держат знамёна. А в центре герба два уже знакомых вам холма. Внизу на гербе написан девиз, кто прочтет, что здесь написано? Дети читают: - «В жизнь!»

-Да дети, всё, что создаётся в городе - строятся дома, школы, магазины, детские сады, открываются новые кинотеатры, всё это дело рук наших замечательных курганцев – всё это «В жизнь!».

- Флаг Кургана, герб Кургана - самые главные символы нашего города. Я надеюсь, что вы теперь среди флагов и гербов других городов всегда узнаете флаг и герб нашего города.

- Дети, на столе разложены гербы городов Курганской области – Шадринска, Куртамыша, Катайска, Далматово, Мишкино и других. Я предлагаю вам внимательно их рассмотреть и найти герб нашего рода Кургана.

Проводится дидактическая игра «Выбери герб города Кургана».

Воспитатель предоставляет детям возможность рассмотреть карточки с изображенными на них гербами разных городов, предлагает найти похожие символы в гербах городов Курганской области, обсудить, выбрать среди них герб города Кургана.

-  Отлично, именно такой герб у нашего замечательного города Кургана.

- Дорогие дети! Мне с вами сегодня было очень интересно. И мне очень важно узнать ваше мнение о нашей встрече. Что вы узнали нового, что вас заинтересовало, что вам понравилось и о чем вы можете рассказать вашим родителям и друзьям?

Дети делятся с воспитателем своими впечатлениями, о том, что они узнали много нового о городе Кургане, о его улицах, о знаменитых людях, о главных символах города и о том, что будут с родителями рассматривать карты - схемы микрорайона.

- Дети, в память о нашей встрече я дарю вам вот эти футболки, на которых изображён герб нашего города Кургана. И мне очень хочется, чтобы в августе месяце, когда наступит праздник «День города» вы надели эти необычные футболки. И, возможно, мы с вами встретимся на улицах города и узнаем друг друга, вспомним нашу увлекательную встречу.

 Звучит песня курганского композитора и певца О. Худякова, с которой и началось занятие:

Город, мой родной, тебя люблю,

Хоть некрасивым назовут тебя другие.

Снова вдоль по улице иду

И вспоминаю я года былые.

Города поставлю рядом,

Их окину беглым взглядом.

Но на тебе лишь задержу свой взгляд,
    Ведь мне из детства сердцу дорог твой наряд.

Длительность 30 минут