Шабурникова О.Ю.

Публичное выступление

О.Ю.Шабурникова, воспитатель МБДОУ г. Кургана «Детский сад присмотра и оздоровления № 2 «Дружная семейка»  

 

С вашего позволения, я буду говорить о толерантности.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО толерантность означает «уважение,  принятие и правильное понимание богатого многообразия культуры нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

В моем понимании толерантность – это позиция уважения к людям, ко всему инакому, которое обозначается при нормальной жизни простым и в то же время непростым словом нравственность.

 Но так как жизнь сложна и многообразна, согласитесь, что быть толерантным, быть нравственным и милосердным очень и очень трудно. Ведь мы живем в век глобализации экономики, быстрого развития коммуникаций, конкурентной борьбы и как важно каждому из нас определиться с нравственными и моральными ориентирами. Они были во многом утеряны и оболганы. Но свято место, как известно, пусто не бывает. При отсутствии внятной идеологии, при торжестве бездуховности на месте былых святынь буйно произрастают всевозможные сорняки: преступность, безнравственность и вседозволенность. Это следствие бескультурья и отсутствия внятной государственной политики в сфере образования и культуры.

Мы живем в век конфликтов и их решения с позиции силы. Если вдуматься, развитие нашей цивилизации – это история конфликтов. Человечество воспитано на культуре конфликта. Ибо, бытует такое мнение, что конфликт есть единственный способ, и с помощью него решаются любые проблемы.  Мышление людей растилось гениальными конфликтологами: Чарльзом Дарвиным, который сказал, что только в конфликте одного вида с другим происходит биологическая эволюция; Карлом Марксом, больше всего любившим слово «борьба». Он говорил, что только на крови одного класса вырастет и победит другой класс, и Зигмундом Фрейдом, утверждавшим, что всегда есть конфликт между сознательным и бессознательным  внутри человека.

Неужели конфликт, это единственный путь развития? Конечно же, нет. Одним из гарантов общественной стабильности в современном обществе является толерантность. Она необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общества, и предполагает готовность принимать других людей такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Кто легко может проверить людей на толерантность? Это дети. Они ведут себя не так как хотят взрослые, окружающий мир воспринимают иначе.

 И взрослые часто вынуждены признать, что дети – это не просто их копия, а у них свои мысли, чувства, взгляды и своя философия.

В детях изначально заложена безотчетная потребность поступать хорошо.

Ребенок, как алмаз, подаренный миру родителями, а воспитание помогает ему засверкать всеми гранями.

Однажды выбрав профессию воспитателя, я еще ощущаю себя и врачом скорой помощи. Ведь очень важно увидеть каждого ребенка и в нужный момент помочь: приласкать, пожурить, рассудить, поддержать и ободрить. В том и состоит моя задача: дать детям почувствовать и понять на собственном опыте, что хорошо, а что плохо и поступать в соответствии с этим эталоном.

«Года детства – это, прежде всего воспитание сердца» - говорил В. Сухомлинский. И я солидарна с ним.

Сегодня размышляя о том, кого можно назвать эталоном нравственности, на кого можно равняться в обществе, я с горечью осознаю, что мы живем в эпоху отсутствия «героя нашего времени». Прихожу к мысли, что и назвать – то некого, пожалуй, кроме великого гуманиста XX века – Дмитрия Сергеевича Лихачева, ставшего символом, воплощающим нравственные человеческие ценности. Его мысли о воспитании как о прививке нравственности, с помощью которой внешне «надо» и «должен» становятся внутренним «хочу» и «могу» - это основа, отличающая любого высоконравственного человека – заставили меня задуматься об особой миссии воспитателя. Я уверена, в идеале воспитатель должен быть полномочным представителем и посредником ребенка перед миром общества.

Я стараюсь показать детям, какие мы разные, привить умение считаться с другим человеком, который думает, живет по-другому. Я убеждена, различия между людьми – не повод для пренебрежения, превосходства, насмешек, а повод узнать что-то новое, расширить свою планету. И чем больше ребенок узнает людей, примет в свой круг общения, тем шире станет его собственный мир. Это мое внутреннее мироощущение, стержень моей педагогической философии.

Я считаю, что толерантность – это всего лишь порог, через который дошкольники могут шагнуть в более широкие и глубокие области знания, понять и своим поведением создать те отношения, на основе которых формируется гармоничное общество. Но все это произойдет позднее, при условии воспитания ребенка в детском саду и семье.

Дошкольное детство – это именно тот период, когда еще можно и нужно заложить основы нравственности.

Бесспорно, взрослого человека мы хотим видеть не только дипломированным специалистом, но и воспитанным, высококультурным.

Все мы родом из детства. И все начинается с детства. Крылатые фразы. Но как они актуальны и правдивы.

Поэтому свою работу с дошкольниками я строю на основе такой трактовки процесса воспитания: воспитывать, значит, с раннего детства начинать приобщать ребенка к миру человеческих ценностей и отношений. Считаю, что к концу дошкольного возраста у детей могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности. С этим невозможно не согласиться, но разработок в этой области очень мало, практически нет. Именно этот факт подвигнул меня на разработку воспитательной системы по формированию толерантного сознания и поведения, потому что толерантность выступает как искусство жизни с непохожими людьми.

И каждому из нас понятно, что если не научиться владеть этим искусством, то можно будет пожать огромное количество конфликтов, когда даже наши дети становятся не толерантными к нам. А этого допустить нельзя.

И прав, тысячу раз прав В. Высоцкий:

Досадно попугаем жить,

Гадюкой с длинным веком,

Не лучше ли при жизни быть

Приличным человеком!