Развитие творческого воображения и эстетическое осмысление образов предметного мира дошкольниками с помощью техники «оригами»
Федорова В. В., воспитатель МБДОУ города Кургана
«Детский сад присмотра и оздоровления № 2 «Дружная семейка»
Детство – страна удивительная. В ней всё возможно, всё позволено. В этой стране каждый может сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. Творчество наполняет жизнь ребёнка радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит его в атмосферу поиска. В каждом ребёнке заложены огромные возможности. Надо только вовремя приобщить его к творчеству. Известный американский учёный, профессор Э. Эйслер считает, что детей следует учить творчеству. Над проблемой развития творческого воображения детей дошкольного возраста работали такие видные психологи и педагоги – Е. А. Флёрина, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже.
Развитие творческого воображения детей и эстетическое осмысление образов предметного мира проходит через разные виды детской деятельности. В каждую из них я включаю элементы древнейшей японской техники «оригами». Искусство «оригами» является для ребёнка прекрасной развивающей игрой. В длинный список развиваемых им качеств входят такие, как: воображение, фантазия, зрительная память, сообразительность, мелкая моторика рук, мышление, внимательность, уравновешенность, уверенность в своих силах, эстетический вкус, терпение, организованность, коммуникабельность, потребность в творчестве.
Для самостоятельной деятельности детей в развивающей среде группы широко представлены игры, развивающие пространственное воображение и конструктивные навыки такие как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», развивающая игра Б. П. Никитина «Собери квадрат», подготавливающие детей освоению техники «оригами».
В специально организованной образовательной деятельности с детьми мною разработан цикл занятий по развитию у детей творческого воображения: «Следы на снегу», «Пуговица», «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь» (познавательно-речевое развитие), «Математическое путешествие», «Весеннее путешествие Квадрата (математическое развитие).
В совместной деятельности с детьми разработана программа дополнительного образования - кружок «Чудесный квадрат», на котором мы вместе с детьми переносимся в страну «оригами», где стоят бумажные дома, мчатся бумажные машины, в лесах скачут бумажные зайцы, крадутся бумажные лисы и порхают бумажные птицы.
Работу в кружке планирую с учётом возрастных особенностей детей. Программа дополнительного образования включает в себя план работы кружка на три года – среднюю, старшую и подготовительную к школе группу.
В кружке мы вместе с детьми делаем первые шаги на пути овладения этим удивительным искусством: учимся пользоваться условными знаками, знакомимся с базовыми формами и, конечно, складываем модели предметного мира.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) все поделки выполняемые детьми основаны на одной базовой форме – «треугольник». В технике «оригами» складываем разнообразные модели: ёлку, грибок, бабочку, кораблик, а также весёлые мордочки зверюшек (собачка, кошечка, лиса).
В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) дети лучше владеют движениями рук, и мы учимся складывать модели на основе нескольких базовых форм – «треугольник», «воздушный змей», «книжка». Дети в этом возрасте делают в технике «оригами» не только подарки своим близким, но и помогают в оформлении больших пространств – украшения на ёлку, оформление к 8 марта, Дню матери и другим праздникам. Изделия «оригами», сами по себе очень декоративные, являются хорошим украшением любого праздника.
В возрасте 6-7 лет дети уже могут складывать модели на основе нескольких базовых форм – «треугольник», «воздушный змей», «книжка» «конверт», «двойной треугольник». Использую дидактическое упражнение «Что я делаю» - предлагаю детям называть все движения, из которых состоит действие: беру – складываю – переворачиваю. Прошу детей комментировать свои действия. Для детей этого возраста мною сделаны карты помощи, где дети могут посмотреть схемы уже знакомых изделий и самостоятельно сделать поделку. Круг поделок расширяется и включает в себя изделия практического применения. Например, кошелёк для себя и для друга, разнообразные виды шапок, которые защищают голову от солнца на прогулке, вертушку для определения направления и силы ветра. Ребёнок радуется тому, что сделанное своими руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плавает в ручейке, самолёт взлетает ввысь. Очень нравится, что он может показать не только свои достижения, но и доставить радость другим людям.
Особенно привлекает дошкольников возможность не только самим создавать поделки из бумаги, но и использовать их в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или дарить на день рождение, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям, малышам.
Так через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении различных способов и приёмов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту внешнего облика в преобразованной форме.
Для профилактики утомления детей в процессе работы, а также перед ее началом (чтобы пальцы проснулись), провожу пальчиковую гимнастику и массаж пальцев, которые органично вписываются в творческую деятельность. Например,
На горе мы видим дом (руками изображаем гору, крышу дома)
Много зелени кругом (рисуем руками круг)
Вот деревья, вот кусты (изображаем руками деревья и кусты)
Вот душистые цветы (руками изображаем раскрывающийся цветок)
Во время работы над поделкой, эффективным является прием совместного сочинения коротких «оригамных» сказок, стихов, которые мы тут же разыгрываем. Помогает нам в этом литературные игры «Рифмочки и Нерифмушки», «Допиши две строчки». Так в процессе создания панно «Морское дно» у детей родились такие строки:
Кит целый день плавал на речке,
И нашел себе колечко,
Акула плавала весь день,
Ловить рыбок ей не лень.
Рыбки весело плескались:
То присядут,
То хочочут,
То зароются в песок.
В нашей группе действует семейный клуб общения «Радостные встречи», на которых детьми и родителями были созданы книги в технике «оригами»: «Кто сказал мяу», «Где обедал воробей», «Небылицы», «Кто что любит».
На этих встречах родилась нетрадиционная форма детских выступлений: соединение театрализованного действия и искусства «оригами».
Для педагогов детского сада веду семинары-практикумы по искусству «оригами», изготовленные поделки используем для оформления к праздникам и волонтёрским акциям.
Восточная мудрость гласит: «Всё великое делается медленным незаметным ростом». Особенно важны первые шаги, движения, усилия. Они многое определяют в будущем. Между тем среди безбрежного моря опыта, накопленного людьми, существует целая область, как бы специально созданная для развития творческого воображения и осмысления образов предметного мира. Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей занятия «оригами» – искусство складывания из бумаги.
Сказочных бабочек, розовых зайцев,
Выполнить можно при помощи пальцев.
Мы предлагаем попробовать с нами
Выучить технику «оригами».