Гуляева Т.Н.

Памятка для педагогов

Рекомендации к организации театрализованных игр 

Составитель: Т.Н. Гуляева, воспитатель МБДОУ г. Кургана «Детский сад присмотра и оздоровления № 2 «Дружная семейка»

Театрально – игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей; развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память. 

Театрализованные игры включают

Действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными

    игрушками, пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурками).             

Непосредственными действиями по ролям.

Литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица

    персонажей литературных произведений, перемежаясь пояснениями от автора).

Изобразительную деятельность – носит характер пространственно –

    изобразительной: дети создают рисованные или аппликативные декорации,

    костюмы персонажей.

Музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их

    инсценирование, приплясывание, напевание и т.д.

Главное и необходимое условие – использовать хорошо знакомые детям произведения, т.е. соответствующие программе предшествующих по возрасту групп.

Целесообразно отбирать небольшие произведения, обязательно содержащие диалог. Сюжет их должен быть динамичным. Желательно даже подбирать произведения, в которых существует конфликт между действующими лицами, как в стихотворении С.Маршака «Перчатки» или в сказке «Кот, Петух и Лиса».

Если произведение большое, его следует готовить по частям.

Театрализованные игры должны сохранить непосредственность детской игры, основанной на импровизации.

Ребёнок должен хорошо знать текст, понимать атмосферу театрального действа, тогда маленькие актёры будут сами придумывать диалоги действующих лиц, самостоятельно искать выразительные особенности для своих героев, используя интонацию, мимику, жесты.

Не отчаивайтесь, если перед спектаклем кто-то из детей заболел: вы увидите, что его роль знают и смогут сыграть другие дети, ведь, как выясняется, они почти все знают эту роль.

Предложите всем детям попробовать себя в определённой роли, затем выберите лучших исполнителей.

Игры по театрализованной деятельности в средней группе

  1. 1.     Игры – драматизации.

Репка (элементы костюмов персонажей: шапка для деда или борода, платок

             и юбка для бабы; сарафан и косынка для внучки, шапочки и хвостики

             для собачки, кошки, мышки)

Что такое хорошо и что такое плохо. В. Маяковский.

Красная шапочка (элементы костюмов: красная шапочка, фартук для девочки,

шапочка для волка, чепчик и фартук для бабушки, шапки для дровосеков).

Без друзей не прожить. (Дошкольное воспитание - № 6 - 93г., стр. 8)                                

  1. 2.     Театр теней.  Колобок.
  1. 3.     Театр на фланелеграфе.

Что такое хорошо и что такое плохо.

Как вести себя на улице.

Детки в клетке.

Кисонька – мурысенька.

  1. 4.     Настольный театр игрушек.

Как вести себя на улице.

Кисонька – мурысенька.

Перчатки. С. Маршак.

Где мой пальчик. Н. Саконская.

  1. 5.     Театр би-ба-бо.

Красная шапочка.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Игры по театрализованной деятельности в старшей и

 подготовительной группах

  1. 1.     Игры – драматизации.

Кот, петух и лиса.

Колобок (в современной обработке)

Колосок.

Добра девочка (зимняя сказка)

Подснежники.(весенняя сказка)

Петрушкин праздник (для детей педагогов. гр.)

За околицей (музыкально – литературная композиция на материале фольклора)

Гости любезные (зимний фольклорный праздник)

В гости в Снегурочкин лес (зимняя сказка) (сборник в стихах. Театр для малышей)

Чепчик (сб. Нам весело)

Сорока-белобока.

Почему кот моется после еды (Л. В. Артёмова. Театрализованные игры дошкольников)

Телефон.

Мальвина учит Буратино (подг. гр.)

Приключения в пути (подг. гр.) (Л. В. Артёмова. Театрализованные игры дошкольников)

Как Листовички выбирали для себя домики. (Т. Н. Доронова. Развитие детей

5-6 лет в театрализованной деятельности)

  1. 2.     Театр кукол би-ба-бо.

Заяц, петух и лиса (куклы: лиса, заяц, собака, медведь, петух)

Теремок (куклы: мышка, лягушка, петух, ёжик, волк, лиса, медведь)

Колобок (куклы: Дед, Бабка, медведь, волк, заяц, лиса, колобок)

Репка (куклы: Дед, Бабка, внучка, жучка, кошка, мышка)

Маша и медведь (куклы: дедушка, бабушка, Маша, медведь, короб)  (Сборники: «Колобок» и «Теремок»)

Сказка про дружных зайчат (куклы: Зайчиха, зайчатки: Быстроножка, Длинноушко, Короткохвостик) Сборник. Нам весело.

Гусёнок (куклы: Алёнка, гусёнок Дорофей, лиса, ёж) Сборник. Нам весело.

Петрушкин цирк (куклы: Петрушка, петушок, заяц, собака, кошка, медведь) Сборник. Нам весело.

Мальвина учит Буратино (подг. гр.)

Двенадцать месяцев (подг. гр.) Сборник. Театрализованные игры в детском саду.

Весёлые клоуны. Сборник. Развитие детей 5-6 лет в театрализованной  деятельности.

Три поросёнка.

3.  Настольный театр (картинок, кукол)

Два жадных медвежонка. (Л. В. Артёмова. Театрализованные игры дошкольников)

Кто в домике живёт. (домик, курица с цыплёнком, петушок, корова, кошка, две  куклы – мальчик и девочка) Сборник. Нам весело.

В школе светофора «Мигалки» (Л. В. Артёмова. Театрализованные игры дошкольников)

4. Теневой театр.

Кто как кричит.

В лесу родилась ёлочка.

Колобок.

Два жадных медвежонка.

Мена.

Маша и медведь.

Кто сказал «Мяу?»

5.  Пальчиковый театр.

Мальвина учит Буратино.

Лисичка со скалочкой.

Волк и козлята.

Теремок.

6.  Куклы с живой рукой. (Дошкольное воспитание - №6 - 98г., стр. 105)

Мотылёк.

Неваляшка.

Зайка серый умывается.

Васька – кот.

Сообразительные осьминожки.

Черепаха.

Новогодняя сказка.

Сказка в подарок маме.

Весёлые клоуны.

Лисичка со скалочкой.