Шелементьева Ю.И.

 

 

Встреча в клубе «Развитие малыша» с родителями и детьми 3 – 4 лет

Тема: « Ребёнок познаёт мир»

Ю.И. Шелементьева, воспитатель МБДОУ города Кургана

«Детский сад присмотра и оздоровления № 2 «Дружная семейка»

 

         Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня очередное заседание клуба «Развитие малыша». Девиз нашего клуба: «Детство – каждодневное открытие мира». Тема нашей встречи «Ребёнок познаёт мир». Цель – познакомить Вас, уважаемые родители, как ведется работа по развитию познавательных способностей детей в нашей группе и показать практически как развивать активность малыша дома.

            Одним из важных направлений в работе с детьми является развитие их познавательных способностей. В программе «Радуга» познавательное развитие детей выделено в самостоятельный раздел «Познаю мир». Лейтмотивом познавательного развития детей дошкольного возраста в программе «Радуга» выступает формирование отношения к миру. Необходимо, чтобы это отношение было:

  • Познавательным (мир удивителен, полон тайн и загадок, ребёнок хочет их узнать и разгадать);
  • Бережным (мир хрупок и нежен, требует к себе разумного подхода, ребёнок хочет защитить этот мир);
  • Созидательным (мир так прекрасен, ребёнок хочет приумножить эту красоту).

            Когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы. Ребёнок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы.

            Особенно важно научить детей экологически целесообразному образу жизни. Начинать работу в этом направлении необходимо уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.

            У малышей появляется самооценка, а вместе со стремлением действовать самому, возникает желание соответствовать требованиям взрослых – быть хорошим. Под влиянием взрослого у детей появляется желание сделать что-то хорошее для других, для растений и животных, даже для игрушек.

            Так на занятиях по лепке мы с детьми помогаем разным игрушкам, когда они болеют (лепим витамины), когда им грустно (лепим мячи), на праздники готовим различные угощения (конфеты, фрукты, овощи). На занятиях по изодеятеятельности помогаем спрятаться в траве жучкам, мышкам в норке, заполняем аквариум водой, где живут рыбки и многое другое.

            С самого раннего возраста внимание детей привлекают разнообразные природные явления. Пытливые вопросы детей о природе и природных явлениях заставляют взрослых постоянно разъяснять непонятное, рассказывать о причинах, вызвавших то или иное явление.

            Ваши дети, наверное, тоже задают много таких вопросов. Кто поделится с нами такими вопросами?

Родители делятся  опытом.

          Приведу Вам примеры, как можно ответить на некоторые вопросы детей в стихотворной форме.

Чтение стихов про почемучек.

            Окружающий мир ребенка безграничен в его познании. Как бы мы ни старались раскрыть все его тайны, узнать о нём как можно больше, он остаётся загадкой для всего человечества. И всё же огонёк желаний проникнуть в самые глубины тайн мира горит в душе каждой человеческой личности, особенно юной.

            Кто помогает детям развиваться? Дома – родители, а в детском саду – воспитатели. Дети стремятся к активному взаимодействию с окружающей их средой, желая узнать как можно больше. В занятия по ознакомлению с окружающим миром мы включаем занятия из серии «Исследовательская лаборатория». На этих занятиях мы знакомим детей, что

  • вода без вкуса, без запаха, льется;
  • вода может стать цветной;  
  • легкие предметы плавают, а тяжелые тонут;
  • снег в помещении тает от тепла, а вода от холода замерзает
  • даем понятие о том, что нас окружает воздух;
  • знакомимся со свойствами камней: шероховатый – гладкий, тяжелый, тонет в воде;
  • знакомимся с магнитом и побуждаем детей к элементарным экспериментам;
  • в конце года дети знакомятся с особенностями бумаги: мягкая, мнется, шуршит, рвется, в воде намокает.    

Наш центр песка и воды - это маленькая «лаборатория», в которой есть необходимое оборудование для проведения элементарных опытов. Эти опыты мы проводим как на занятии, так и в свободное для совместной деятельности с детьми  вечернее время.

          Сегодня я хочу показать фрагмент НОД, на котором дети узнают, что предметы легкие  не тонут, а плавают. Предлагаю и Вам принять участие в этом занятии, только попрошу не отвечать за детей.

В группу входят дети, здороваются. Подходят к мамам. Воспитатель предлагает мамам помочь одеть детям фартуки.

- У нас Ксюша знает стихотворение, кто знает его, может рассказывать вместе  с Ксюшей.

Стихотворение А. Барто «Наша Таня»

-В стихотворении говорится, что «не утонет в речке мяч». А верно ли это? Как вы думаете, дети? (Ответы детей).  Вот сейчас мы и проверим: утонет мяч в речке или не утонет. Подойдите ко мне, давайте представим, что это речка. Я для вас приготовила маленькие мячики, возьмите по одному мячу и тихонько опустите их в воду. И посмотрим, утонет у вас мяч или нет? Что делают мячики? (Плавают). Ваши мячики утонули или нет? (Ответы детей). Давайте немного надавим на них и отпустим, может быть тогда мячики утонут. (Дети выполняют задание). Утонул твой мячик, Маша? (Нет). Скажи, Маша, красиво «Мой мячик не тонет». Правильно, не тонет, даже если надавить на него.

- А может он не тонет, потому что маленький? У меня есть мяч побольше. Как вы думаете, он утонет? (Ответы детей). Яна думает, что утонет, а Ксюша думает, что не утонет.  Опустим мяч в воду и проверим, тонет он или не тонет. Посмотрите, утонул? (Ответы детей). Маленький мяч не тонет, средний - не тонет.

- У нас есть ещё мяч – самый большой. Вот какой! А этот мяч утонет или нет, как вы думаете? (Ответы детей). Давайте проверим (опускаем мяч в воду). Что происходит? (Ответы детей).

- И маленький не тонет, и средний не тонет, и большой не тонет. Почему? Они лёгкие. Сделаны из резины, они резиновые. Повторите, какие они. (Дети повторяют). Они лёгкие, резиновые.

ВЫВОД: Лёгкие предметы не тонут.

- Правильно сказала Ксюша, что не утонет в речке мяч.

Дети снимают фартуки и садятся на стульчики рядом с мамами.

          Важно поощрять и поддерживать стремление ребёнка познавать окружающий мир. Наблюдайте и рассматривайте вместе с ребёнком, размышляйте о природе, читайте стихи и сказки. Можно самим изготовить дома свою книгу на любую тему.

Например: «Цветы»; «Как я провел лето».

Звучит музыка.

              Унылая пора,

              Очей очарованье!

              Приятна мне твоя

              Прощальная краса.

            Сегодня я вам предлагаю изготовить книгу вместе с детьми. Наступил последний месяц осени – ноябрь. И эту книгу мы посвятим осени. Перед вами различные материалы, которыми вы можете воспользоваться.

Звучит музыка, родители вместе с детьми выполняют поделки.

          Посмотрите, какая получилась общая коллективная работа. И как приятно, что останется это пособие у нас в группе для работы с детьми по закреплению примет осени.

          Важно помнить, что только при условии совместной работы семьи и детского сада возможно гармоничное развитие детей. Учите детей задавать вопросы, обращайте внимание на облака, траву, листву. Идете из садика домой объясните почему идет снег, дождь. Обращайте внимание на разную мелочь. Будите мысль ребенка, удивляйте его. Ведь удивляясь ребенок развивается. Спасибо за внимание и до новых встреч в нашем клубе «Развитие малыша». Следующая встреча состоится зимой.