Ульяницкая Н.Н.

Встреча с родителями в семейном клубе «Лад»

Тема: «Уклад, традиции, опыт – фундамент крепкой семьи»

Автор: Ульяницкая Наталья Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ г. Кургана «Детский сад присмотра и оздоровления № 2 «Дружная семейка»

Цель: приобщение детей и их родителей к истокам русской культуры, к   народным традициям.

Задачи:

  1. Предоставить родителям возможность задуматься о влиянии народных традиций на нравственно-духовное воспитание.
  2. Формировать умение понимать содержание произведений устного народного творчества (колядок, закличек, песен, хороводов).
  3. Способствовать укреплению семейных уз, традиций, положительных взаимоотношений с опорой на календарные обрядовые праздники.
  4. Обогащать словарь детей. Активизировать желание родителей употреблять в речи малые фольклорные формы.

Оборудование:

Народный сарафан, платки для хозяек домов, русские народные костюмы для детей, народно-музыкальные инструменты (трещетки, бубны, пищалки, дудки и др.), Вифлеемская звезда, свечи, трафареты рождественских ангелочков.

Специально созданная обстановка в зале:

Столы расставлены так, чтобы за каждым столом сидела семья, в то же время это будет обозначать дом, в который будут заходить дети-колядовщики. В зале, украшенном русскими платками, предметами народной утвари висит плакат со словами Д.С.Лихачева.

Предварительная работа:

Родители по заданию воспитателя разучивают с детьми пословицы, колядки, заклички, игры, песни, хороводы из народного фольклора. Каждая семья готовит рождественское угощение для колядовщиков.

Время проведения: Вечер 17.30 

Ход встречи

Родители проходят в зал, усаживаются за столы. В это время звучит русская народная музыка.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас в нашем семейном клубе «Лад». Цель нашей встречи - это разговор о  русских народных традициях, их огромном влиянии на воспитание патриотических чувств детей, развитие духовности. Д.С.Лихачев в своё время сказал «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших политиках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний»

Уважаемые родители! Мы уже неоднократно встречались в нашем семейном клубе «Лад», где знакомились с русскими календарными обрядовыми праздниками. Как важно помнить свои корни, русские народные традиции и обычаи и воспитывать на этом наших детей. В народе говорят – «Дитятко что тесто, как замесим – то и выросло». Я воспитатель, а значит должна питать души детей, воспитывать в них любовь, уважение к окружающим людям. В этом мне помогает народная культура, фольклор, обращение к народным обычаям и традициям. А воспитать детей истинно русскими, а не Иванами, не помнящих родства мы можем только вместе с вами – родителями, объединив усилия и желание сделать благое дело.

 В народе говорят «Дерево не может расти без корней, дом стоять без фундамента», а человек не может жить без любви к своему Отечеству, к своим родным и близким.

Создавая семейные традиции, вы сможете укрепить родственные связи членов семьи. Подготовка к проведению календарно-обрядовых праздников объединяет всех членов семьи общим делом.

Сегодня я бы хотела подробно рассказать о таком празднике  как Рождество. Рождество Христово – один из самых главных праздников Святок.

Вот как писал поэт об  этом празднике:

Во владениях инея и снега
Выросли хрустальные сады,
С праздничного неба
  Льется свет рождественской звезды.
В каждый терем, в каждую светелку
Златокрылый ангел прилетел,
Он зажег рождественскую елку
И на нас с улыбкой поглядел.

В доме стоит елка. Пусть будет много свечей. Рождественские свечи – символ домашнего очага. Много лет назад, когда в каждом доме был очаг, с сочельника все следующие 12 дней и ночей в очаге горело рождественское полено.

Не забудем о том, что Рождеству предшествовал 40-дневный Филиппов Пост, во время которого можно было «вкушать скоромную пищу», и возбранялось всякое увеселение. Значит и праздничный стол до полуночи должен быть особым – постным. «До первой звезды» не ели ничего кроме «сочива» – символичного угощения в виде каши. Для его приготовления нужно было иметь: мед – символ райской жизни, пшеницу – росток новой жизни, сухофрукты – итог жизни.

День Рождества начинался с посещения церкви. Люди радостно поздравляли друг друга. К рождественскому ужину готовились торжественно: наряжали ёлку, готовили подарки. На стол ставилась обязательная ритуальная еда: сочник, кутья, блины. Кроме этого готовили много всего самого вкусного и накрывали стол, кто чем богат.

Несмотря на торжественность и строгость этого праздника, отличался он веселыми гуляньями. Молодежь колядовала. Ходили от дома к дому и пели поздравительные песни – колядки. Подойдя к окну, начинали «выкликать Коляду» – сообщать хозяевам, что пришли колядовщики. После этого следовало величание хозяев, пожелание им благополучия, богатого урожая и большого приплода скота. В заключение требовали, обычно в шуточной форме, подарка.

Уважаемые родители! На нашей встрече вы так сели не случайно (родители сидят вокруг пяти отдельно стоящих столов).

Пять столов символизируют  пять домов и в каждом есть хозяева, к которым  будут  приходить колядовщики – ваши дети. Встречайте их, угощайте, шутите, играйте вместе с нами, уважаемые родители. (Группа детей заходит в зал со звездой, с мешком для угощения, с веселой песенкой и подходит к первому дому).

Дети: Коляда-Маляда накануне Рождества,

Тетенька, добренька, пирожка-то сдобненька,

Не режь, не ломай, поскорее подавай

Двоим-троим, давно стоим.

Печка-то топится, пирожка-то хочется!

- Чем вы нас, хозяюшка, подарите?

- Денег мешок или каши горшок?

- Кувшин молока или кусок пирога?

- Копеечки на конфеточки или гривеннички на прянички?

Дети: Будете нас дарить. Будем вас хвалить,

А не будете нас дарить, будем вас корить.

У доброго мужика родись рожь хороша:

Колоском густа, а соломинкой пуста.

У скупого мужика родись рожь хороша:

Колоском пуста, а соломинкой густа.

            Хозяйка дома (родители, сидящие за первым столом): Их, какие все хорошенькие, да пригоженькие. Поиграйте сначала с нами, а потом мы вас угостим.

Теперь игра - не развлеченье,

А с большим, большим значеньем,

Чтобы был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше,

 Можно прыгать выше крыши.

Народная игра «Скакалка». Дети и родители, сидящие за первым столом, встают в круг. Хозяйка дома со скакалкой стоит в центре круга, опускает скакалку вниз и начинает вращать ее по кругу, стараясь задеть ноги играющих. Играющие подпрыгивают  как  можно выше, чтобы их не задела скакалка. Кого коснется скакалка, тот выбывает из игры.

После игры хозяева одаривают детей рождественским угощением. Дети и ведущая благодарят хозяев и с веселой песней переходят ко второму дому.

Дети: Коляда, коляда! Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину, или денег с полтину!

Или курочку с хохлом, петушка с гребешком!

Хозяйка дома (родители, сидящие за вторым столом):

- Кто это к нам пришел?

Дети: Это мы, колядовщики!

Хозяйка: - Проходите, гости дорогие!

Дети: Здравствуйте, хозяева!

Позвольте в горенку войти,

Во горенку войти да на лавочку сесть

На лавочку сесть да песенку спеть.

(поют): Коляда, коляда! Подавай пирога,

Дай блин, дай кишку, свиную ножку,

Всем понемножку, неси, не тряси,

Давай, не ломай!

Хозяйка: Ах вы, хитрые ребятки,

Отгадайте-ка загадки.

Родители, сидящие за вторым столом, загадывают детям загадки:

            Набита пухом, лежит под ухом (подушка).

            Два братца, друг на друга глядят, а вместе не сойдутся (пол и потолок).

            Черный конь скачет в огонь (кочерга).

            Сверху дыра, снизу дыра, а посередине - огонь и вода (самовар).

            Морщинистый Тит всю деревню веселит (гармошка).

            Хозяева одаривают детей рождественским угощением. Дети и ведущая благодарят хозяев и с веселой песней переходят к третьему дому.

Дети: Пришла Коляда накануне Рождества!

Дайте коровку, масляну головку!

А дай Бог тому, кто в этом дому!

- Здесь ли Сергиев двор Светлехонький?

Хозяева: Здесь, здесь Светлехонький! Проходите, гости дорогие! Да чем же вас угостить?

Дети: Не дашь пирога, мы корову за рога!

Не дашь блинка, мы хозяина - в пинка!

Хозяева: Не плясали и не пели, а угощенья захотели.

Погодите же, постойте, частушки сначала спойте.

Дети исполняют частушки:

1.Ёлочки-сосеночки, кудрявенькие шишки,

 ты играй, мы будем петь без всякой передышки!

2.Ты пляши, ты пляши, ты пляши, не дуйся,

если жалко сапогов, ты возьми, разуйся!

3. Между небом и землей поросенок вился,

 И, нечайно, он хвостом к небу прицепился!

4. Я нашел себе невесту, говорят, богатая

 Две подружки у неё и коза рогатая!

5. Моя милая красива, за рекой она жила,

 Захотела повидаться, в решете переплыла!

6. Мой дружочек, эх хороший, да росточком очень мал,

Проводил меня до дому, я чихнула, он упал!

7. Я девчонка боевая и нигде не пропаду,

С самолета упаду, отряхнуся, и пойду!

8. Все частушки мы пропели и садимся в решето,

 Уезжаем за деревню, за частушками ещё!

            Хозяева одаривают детей рождественским угощением. Дети и ведущая благодарят хозяев и с веселой песней переходят к четвертому дому.

Воспитатель: Дай вам, Господи всего-то всего,

Одна-то бы корова

По ведру доила,

Одна-то бы кобыла

По два воза возила,

Спасибо этому дому,

Пойдем к другому.

Дети: Коляда, Маляда! Уродилась Коляда!

Кто подаст пирога – тому двор живота,

А кто не даст лепешки – завалим окошки!

Дети: Доброе утро, хозяева! Слезайте с печи, подавайте калачи.

Хозяйка четвертого дома: Ну, какой же святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых угадываний. Я начну пословицу, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте. Хозяева четвертого дома загадывают колядовщикам пословицы.

  1. Когда  день свят…(все дела спят).
  2. Лето для старания, а…(для гуляния).
  3. У ленивой пряхи и для себя…(нет рубахи).
  4. Рукам работа…(душе праздник).
  5. Кто много говорит, тот...(мало делает).
  6. Друга ищи,…(а найдешь, береги).
  7. Делу время – …(потехе час).

            Хозяева одаривают детей рождественским угощением. Дети и ведущая благодарят хозяев и с веселой песней переходят к пятому дому.

Дети: У хозяюшки в дому чтоб велись ребятки.

Утятки, гусятки, козлятки, телятки,

Счастье да любовь!

Хлеб да соль!

Да совет на долгий век!

 Спасибо этому дому

Пойдем к другому!

Дети: Коляда-Маляда! Накануне Рождества,

Тетенька, добренька, пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай, поскорее подавай

Двоим-троим, давно стоим.

Печка-то топится, пирожка-то хочется!

Хозяин с хозяйкой, слезайте с печки,

Зажигайте свечки, открывайте сундучок,

Подавайте пятачок!

Хозяева: Уходите со двора. Спать давно уже пора!

Дети: Ах, так!!!

На двор чертей, в огород червей!

На двор чертей, в огород червей!

Хозяева: Ладно, ладно, мы просто пошутили.

Да у вас, наверное, и мешка-то нет?

Есть? Тогда подставляйте, угощенье получайте!!! (Одаривают колядовщиков).

Дети: Спасибо, хозяин с хозяюшкой!

Счастья вам, доброго здоровья!

Жить вам вместе лет до двести!!!

            Под песню колядовщики  - дети рассаживаются за столы к своим родителям.

            Воспитатель предлагает зажечь свечи, стоящие на каждом столе и говорит:

 - Горит семейный очаг. Свечи зажжены, можно и дом украшать. А как это сделать, нам сейчас расскажет и покажет моя коллега – воспитатель группы.

            Педагог дает практические советы, как можно украсить стол к празднику «Рождество». Под музыку родители вместе с детьми и воспитателями изготавливают рождественские символы в технике «Оригами», лепят из пластилина или глины ангелочков, шьют из ткани одежду кукле, которая превращается в ангелочка (приложение № 1).

            Воспитатель: Как говорят в народе: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Специально к Рождеству, Святкам хозяйки пекли из теста на меду пряники в виде фигурок животных (демонстрирует родителям испеченые прянички в виде фигурок животных, сделанных из теста руками детей под руководством воспитателя и испеченных накануне встречи на кухне детского сада). Рецепты таких пряников, печенья, а также сочива мы вам дарим, уважаемые родители, и надеемся, что такие угощения вы изготовите дома вместе с детьми для ваших домочадцев. Украсите стол ангелочками, зажжете свечи и поставите рождественские угощения. (рецепты – приложение № 2)

            Звучит русская народная музыка и  в зал входит ребенок в костюме самовара.

Я веселый самовар!

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу!

Подставляйте ваши кружки,

Я вас чаем  угощу!

Звучит спокойная, приятная музыка. Родители вместе с детьми, воспитателями угощаются чаем и рождественскими пряниками, печеньем собственного приготовления.                                       Воспитатель: Уважаемые родители, дорогие дети! Благодарю вас  за приятный вечер встречи в нашем семейном клубе «Лад». Надеюсь, что вам было интересно и познавательно. Календарные праздники, которые дошли до наших дней, конечно, претерпели некоторые изменения, но нам нельзя допустить их полнейшую утрату и забвение. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложивших основы великой культуры, должны её сохранить, развивать и передать нашим детям.