Перспективное планирование по формированию правового сознания дошкольников
Составитель: Т.А. Шанаурова, зам. зав по УВР МБДОУ г. Кургана «Детский сад присмотра и оздоровления № 2 «Дружная семейка» старшая группа
Месяц |
статьи |
Тема |
Содержание, формы работы |
Дидактический материал |
Октябрь
|
ст. 2 |
Что такое право? |
Как часть занятия
|
Всеобщая Декларация прав человека |
ст. 6 |
Знакомство с правом на жизнь. Жизнь прекрасна |
Занятие |
Чтение: М.Пришвин «Жаркий час», П.Житков «На воде». Сказки: «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Серая шейка», «Белоснежка» |
|
Ноябрь |
ст. 7,8 |
Имена вокруг нас |
Сладкий вечер Рисование эмблем |
Чтение: «Мороз Иванович» В. Одоевский, «Сивка – бурка». Главы из книги А. Волкова «Волшебник изумрудного города» |
|
Празднование Дня Матери |
Стихи о матери. Сказки: «Айога», «Кукушка». |
||
Декабрь |
ст. 2, 19, 32, 35,36,37 |
«Не обижай меня» |
Беседа с детьми о праве на защиту от всех форм насилия и жестокости |
Сказки: Ш.Перро «Мальчик–с-пальчик», Д.Хармс «Кто кого перехитрил», Л.Толстой «Лев и собачка», М.Горький «Воробьишко», «Жихарка» |
|
|
Личные вещи |
Знакомство с правом на личную собственность |
Сказки: «Хроменькая уточка» украинская сказка; К Чуковский «Муха – цокотуха», басня И. Крылов «Ворона и лисица», «Царевна – лягушка» |
Январь |
ст. 28, 29 |
«Кому нужно учиться?» |
Беседа о необходимости и значимости образования. Знакомство с правом на образование |
Сказки: Л.Толстой «Филиппок», «Приключения Буратино». Просмотр мультфильмов: «Вовка в тридевятом царстве», «Азбука прав» |
Февраль |
ст. 31
|
«Играем, прыгаем, смеемся»
|
Право «Каждый ребенок имеет право на досуг, праздники и развлечения»
|
Ш.Перро «Золушка», «Двенадцать месяцев», Г.Юдин «Букваренок», Новогодний утренник, «Заходите в гости» |
ст. 7 |
У каждого человека есть своя Родина |
Занятие Беседа о малой родине |
Работа с картой, глобусом. Чтение сказок Т.Лепихиной «Волшебное зеркало» «Родная улица моя» |
|
Март |
ст. 7, 9, 31 |
Отдыхаем всей семьей |
Познакомить детей с правом на отдых. Утренник, посвященный дню 8 – е Марта |
Игры, аттракционы, чтение любимых книг |
ст.31
|
Любимая игра |
Знакомство с правом «Каждый ребенок имеет право на игру» |
Разнообразные игры по желанию детей |
|
Апрель |
ст. 23, 24, 25, 33, 39 |
Будьте здоровы! |
Выставка коллажей «Как я закаливаюсь», знакомство с правом на медицинское обслуживание |
Сказки: «Доктор Айболит», «Мойдодыр». Чтение: «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» |
ст.7, 9 |
Мои папа и мама любят меня |
Познакомить детей с правом детей иметь семью и воспитываться в ней |
Сказки: «Гуси – лебеди», Л.Толстой «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Игры: «Кем ты приходишься своим родным», «Почему я их люблю…», «Огорчится ли мама, если…», «Семья», «Дочки – Матери» |
|
Май |
Празднование дня семьи
|
Подготовительная к школе группа
Месяц |
статьи |
Тема |
Содержание, формы работы |
Дидактический материал |
Октябрь
|
ст. 2 |
«Знакомимся с правами» |
Оформление группового уголка: «Права детей» Совместная деятельность детей, педагогов, родителей |
Подбор иллюстраций с правами, раскраски, Декларация прав детей, соответствующая литература, детские рассказы, сказки, по возрасту детей |
ст.7,8
|
«Мое имя»
|
Познакомить с правом на имя |
Д/и «Обратись по имени», «Угадай, кто позвал?» Сказки: «Три поросенка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
|
Ноябрь |
ст. 7,8 |
«Мы такие разные» |
Беседа о праве на индивидуальность, свое мнение. Составление индивидуальных альбомов «Кто я?» ко дню ребенка |
Сказки: Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок», «Карлик – нос», «Финист – ясный сокол», П.Ершов «Конек – горбунок». Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо?» |
|
Празднование Дня Матери |
Стихи о матери. Сказки: «Айога», «Кукушка». Рассматривание альбомов: «Кто я?» |
||
Декабрь |
ст.16
|
Дом, в котором я живу
|
Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилища |
Сказки: «Заюшкина избушка», «Зимовье», Ю.Мориц «Дом гнома – гном дома», «Три поросенка», «Морозко», М.Михайлов «Лесные хоромы». Игра: «Кто где живет |
|
ст.32, 36
|
«Как мы трудимся» |
Право на труд и достойное вознаграждение |
В.Одоевский «Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», Ш.Перро «Золушка», А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» |
Январь |
ст. 5,7,18,27
|
Моя семья |
Закрепить право каждого ребенка иметь семью, на заботу, ласку и любовь родителей. |
Ш.Перро «Мальчик – с – пальчик», «Хаврошечка», «Белоснежка» |
Февраль |
ст.7 |
Наша Родина - Россия |
Занятие «Знакомство с правом на гражданство» Знакомство с официальными символами страны |
К.Ушинский «Мое Отечество» |
ст.29 |
Секреты дружбы |
Занятие. Познакомить с правом «Каждый ребенок имеет право выбирать себе друзей» |
Стихи о дружбе |
|
Март |
ст.19, 37 |
«Что значит быть свободным?» |
Объяснить детям, что все люди рождаются свободными и равными. Все имеют право на человеческое достоинство |
Игра: «Сейчас узнаем» Сказки: Г.Х.Андерсен «Ромашка», «Царевна – лягушка» |
ст. 26, 27 |
«Помощники человека» |
Право пользоваться благами научно – технического прогресса. |
И.Крылов «Мартышка и очки» |
|
Апрель |
|
Что такое обязанности? |
Беседа об обязанностях. Выставка рисунков «Как я помогаю взрослым» |
|
|
«Права детям» |
Викторина об изученных правах, Д/и «Волшебный сундучок» |
Рассматривание Декларации прав детей группы, повторение изученных прав |
|
Май |
Празднование дня семьи Принятие Декларации прав детей своей группы. |