Рубцова М.Л.

Мастер-класс

по художественно – эстетическому развитию детей раннего возраста 

М.Л. Рубцова, воспитатель МБДОУ города Кургана

«Детский сад присмотра и оздоровления № 2

«Дружная семейка»

 

Уважаемые коллеги,  целью мастер – класса является: демонстрация использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей раннего возраста, опробовать на практике эти приемы.

Нетрадиционные техники, как вы знаете, используются на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, где занятия ведут специалисты, а мы – воспитатели групп раннего возраста должны быть универсалами, так как нам приходится проводить различные занятия: развитие движений, развитие речи и в том числе занятия изобразительной деятельностью. Опробовав нетрадиционные приемы изображения с детьми раннего возраста, я убедилась, что они интересны и доступны малышам. Разработала свою систему занятий изобразительной деятельности для детей раннего возраста с использованием нетрадиционных техник. Такие занятия я провожу 2 раза в месяц. Обязательным компонентом является использование художественного слова и музыкального сопровождения, это придает красочность и увлекательность занятиям. Конечно, я не отвергаю классическую методику: учу рисовать и кистью, и карандашом. А занятия нетрадиционного типа чередую с  классическими.

Изобразительная деятельность детей раннего возраста с использованием нетрадиционных техник – это только часть разработанного мною комплексного педагогического проекта по художественно-эстетическому развитию. И если вас заинтересует моя работа, то я с удовольствием предоставляю вам возможность познакомиться с разработанным проектом и с методическими рекомендациями.

Мой мастер – класс – это маленький практический семинар. Поэтому  сейчас  на практике мы и опробуем нетрадиционные приемы, с которыми справляются дети раннего возраста.

Итак, учебный год в детском саду начинается с осени. И то, что осенью мы рисуем с детьми, сейчас попробуем с вами.

Вот и осень за окошком, скачет дождик по дорожкам.

Мы с детьми рисуем дождь с помощью обыкновенной пипетки. Я даю детям изображение тучи, а они пипеткой капают капельки дождя. Попробуйте, пожалуйста, и вы.

Пипетка знакома детям, чаще  всего она вызывает  у них отрицательные эмоции: болезнь, насморк. А рисование пипеткой вызывает у детей восторг, удивление и массу положительных эмоций. Кроме того, это очень хорошая тренировка для мелкой моторики  рук, которую я развиваю, используя на каждом  занятии пальчиковые игры.

Работа с залом. Пока наши участники рисуют, поддержим их и поиграем в игру «Шум дождя». Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.

 Маленький дождь! (энергично постучать двумя пальцами по ладони руки).

 Сильный ливень (ладонями постучать по бедрам)  – маленький дождь – сильный ливень! Игры с пальчиками – это прекрасный массаж, который активизирует умственную деятельность. Я уверена, вы почувствовали бодрость, активность. Да?

 Ну а какой же дождь получился у наших участниц? (переворачивает доску, видно как «дождь льется из тучки»). Звучит фонограмма.

                                                Дождик, дождик, веселей

                                                Капай, капай, воду лей

                                                Туча в небе синяя

                                                Капай дождик сильный

Так мы рисуем дождик – легко и быстро!

На других занятиях, продолжая тему осени, мы рисуем с детьми осеннее дерево. Используя прием сотворчества, я рисую ствол и ветки, а дети - листья. Как вы думаете чем? Собственными ладошками! А есть еще один замечательный способ изготовить осенние листья. Вы знаете, что маленькие дети очень любят рвать бумагу? И заметив эту  детскую склонность, я предоставила им эту возможность на занятиях по изобразительной деятельности: дети рвут не книги, а бумагу!  Таким образом, деструктивная энергия направляется на творчество. Мелкая моторика у детей не сформирована, поэтому они рвут бумагу как получится.  А результат – это яркие осенние листья, голубые облака и многое другое.

 Уважаемые коллеги, я приглашаю вас создать осеннюю картину этими нетрадиционными приемами. Звучит фонограмма, участники встречи создают картину с помощью предложенных приемов.

Вот наша осенняя картина и готова, отойдите, пожалуйста, подальше, полюбуйтесь и покажите нашим зрителям. А создавали эту картину мы такими нетрадиционными приемами,  как … помогите мне, пожалуйста, конечно  это рисование ладошкой, и приемом обрывания бумаги  (ведущая предлагает  вымыть руки).

Красивое время года зима – а самый любимый праздник – Новый год! И, конечно, мы с детьми рисуем елку самыми разными способами (ладошками, полоской бумаги, кусочком поролона, пенопласта). И сейчас я предлагаю нарисовать пушистую елку с помощью кусочка поролона. Дети малы, поэтому я даю им готовый силуэт елки, а они одевают её в зеленый, пушистый наряд (показ). Но какая зима без  снежных сугробов, которые дети рисуют кусочком пенопласта, а снежинки печатают уже готовым поролоновым штампом – снежинкой.

А какая же елка без украшений? Уважаемые зрители в зале, вы еще не заскучали? Вы хотите помочь нам сделать новогодние бусы на елку? У многих в зале есть цветная бумага. Мои 3-х летние малыши с большим удовольствием делают из такого листа бумаги вот такой комочек приемом «сминания» (показ).  Попробуйте, пожалуйста, и у нас получаются елочные бусы, которые я собираю на нить.

Вас, уважаемые коллеги, приглашаю создать зимнюю картину.

 Звучит фонограмма, участники встречи создают картину с помощью предложенных приемов.

Итак, это - наша зимняя картина и рисовали мы ее, пожалуйста, назовите  с помощью каких нетрадиционных способов (печатания различными штампами из поролона, пенопласта), а бусы, которые изготовили уважаемые зрители из зала, спасибо вам,  сделаны приемом…. «сминания» бумаги.

Хорошо потрудились, а сейчас мы отдохнем и поиграем, так, как я играю с детьми на занятиях.

Вспомните  свое детство, как удивлялись и восторгались мы, глядя на мир через цветное стеклышко, и сейчас я предлагаю вам разукрасить свой мир, сделать его цветным, сказочным, волшебным, посмотрев через разноцветные стекла. Я уверена, что если у вас немного грустно на душе, вам станет приятно и спокойно. Это - своеобразная  цветотерапия. (Предлагает участникам для рассматривания  разноцветное оргстекло).

Развивая у детей цветовосприятие, эмоциональную отзывчивость на цвет я использую не только цветные стеклышки, и вот такие легкие,  прозрачные платочки, шарфики разных цветов (предлагает участникам).

Как настроение, уважаемые коллеги? Цветотерапия  делает свое дело! Отдохнули?

За зимой приходит весна, а это ручьи, теплое лучистое солнце, щебетание птиц, первые цветы… и мы вместе с детьми рисуем солнце. Я рисую круг плотной полоской бумаги (показ), а дети – лучи с помощью полоски бумаги, птиц нам помогает рисовать ладошка, а первые цветы одуванчики – отпечаток  вот такого поролонового штампа.

Уважаемые коллеги, я приглашаю вас рисовать весну!

Весна, весна на улице

Весенние деньки

Звенят, переливаются

Веселые ручьи!

Звучит фонограмма, участники встречи рисуют с помощью предложенных приемов. После завершения работы, участники  моют руки. Подводится итог вместе с участниками,  какие нетрадиционные приемы  они использовали при создании весенней картинки.

За весной приходит лето. И летом тоже светит солнце, которое дети могут не только нарисовать красками, но и изобразить его  из пластилина с помощью приема размазывания пластилина указательным пальцем (показ). Летом  мы с детьми рисуем радугу техникой рисования по – сырому – я смачиваю лист бумаги влажной губкой, а дети рисуют кусочком поролона разноцветные дорожки. Печатание ладошками уже знакомо детям, остается дорисовать цветы, шляпки грибов на ножку-ладошку готовыми штампами из поролона, а ягоды - пальчиком.

 Красивых бабочек мы рисуем в технике монотипия. Работая с детьми раннего возраста, я часто использую показ, который я вам сейчас и продемонстрирую.

Вначале я наношу яркую гуашевую краску на гладкую поверхность, (показ) прилетает бабочка, ей очень нравится яркая краска и она садится на нее, чтобы раскрасить свои крылышки, мы  очень любим бабочку и осторожно гладим ее руками, бабочка взлетает, видит свои яркие крылышки и очень радуется.  После такого рассказа у детей возникает желание  сделать таких же красивых бабочек.

И я вновь, уважаемые коллеги, я приглашаю вас  стать художниками и создать летнюю картинку.

Звучит фонограмма, педагог распределяет работу между участниками, смачивает лист для рисования радуги,   помогает, поддерживает участников, которые рисуют с помощью предложенных приемов; после завершения работы, предлагает  вымыть руки, подводит итог вместе с участниками,  какие нетрадиционные приемы  они использовали при создании летней картинки.

Четыре  времени года – это моя работа с детьми за год  с использованием нетрадиционных техник изображения. И это рисуют дети раннего возраста!

А мне, уважаемые коллеги, хотелось бы узнать ваше мнение, впечатления, какие возникали у вас  в процессе рисования нетрадиционными способами (высказывания участников).

Спасибо, я рада, что от нашей встречи у вас хорошее настроение, что вы получили положительные эмоции, новые знания.

Мы с вами педагоги. Наша задача радовать, удивлять, а значит развивать детей, чтобы они прожили детство в красочном и счастливом мире. Спасибо, вам, до  новых встреч!